Если да - вам повезло, если нет - придется учиться. Потому что в бизнесе не получится обойтись без изучения и проверки данных тех, с кем вы сотрудничаете.
Вы можете сколько угодно улыбаться и пожимать руку потенциальному контрагенту. Вернувшись в офис, стоит проверить его надежность специальными средствами.
И это правильно! Проверять контрагентов нужно обязательно. Лучше потратить несколько минут на это, чем через несколько лет разгребать проблемы от сотрудничества с нехорошим человеком.
Каких проблем можно ждать?
Недобросовестные контрагенты могут предложить массу вариантов, как нанести вам ущерб.
Самый простой вариант - контрагент может не выполнить свои обязательства по договору, например, не поставить товар или не оказать услугу. Или просто взять предоплату и исчезнуть.
Еще контрагент может объявить себя банкротом. А с банкротов чего взять-то? В первую очередь долги выплатят явно не вам - а там и активы у контрагента кончатся.
Чтобы избежать подобных неприятностей, и нужно проводить проверку перед заключением договора.
Как можно проверить контрагентов?
Проверка на сайте ФНС
Самый простой и доступный способ проверки контрагента — это использование сервиса на сайте Федеральной налоговой службы в проекте “Прозрачный бизнес”. https://pb.nalog.ru/
Введите ИНН потенциального партнёра и получите информацию о его регистрации, руководителях и учредителях. Это бесплатно и занимает всего несколько минут.
Самостоятельный анализ
Перед заключением сделки запросите у контрагента копии учредительных документов: свидетельства о регистрации, устава, протоколов собраний учредителей, бухгалтерскую отчётность за последний отчетный период и т. д.
Внимательно изучите их и убедитесь, что всё соответствует законодательству. Это поможет вам оценить юридический статус и финансовое состояние компании, ее платежеспособность.
Конечно, не стоит этого делать при покупке пачки бумаги для принтера или чего-то иного по низкой стоимости - за дурачка примут. Да и заморачиваться не будут - просто отправят подальше.
Применять этот метод стоит все же в том случае, если это оправдано высокой стоимостью услуг или еще какими-то важными обстоятельствами.
Выписки из государственных реестров
Вы можете заказать выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС или через портал Госуслуги. Это позволит вам узнать актуальную информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, такую как состав участников, размер уставного капитала и т. д.
Сервисы для проверки контрагентов
Вы также можете воспользоваться специальными платными сервисами, которые предоставляют более полную информацию о компании и её финансовом состоянии. Среди таких сервисов: Спарк, Чекко, 1С:Контрагент и т.п.
Независимая проверка
Если вышеперечисленного недостаточно, и вы все еще сомневаетесь в надежности контрагента - обратитесь к независимым аудиторам или экспертам. Они проведут комплексную проверку деятельности вашего потенциального партнера и предоставят вам отчёт.
Как и когда использовать специальные сервисы для проверки контрагентов?
Вне зависимости от того, планируете ли вы использование платных ресурсов, в качестве первого шага стоит воспользоваться сайтом ФНС. Не зря же вы туда налоги относите?
Для анализа контрагента вам будет достаточно ИНН или ОГРН, либо - КПП, названия фирмы, ФИО ИП.
Что можно проверить:
Все сведения из госреестра и все изменения в нем;
Наличие долгов по отчетности и налогам;
Сведения о дисквалификации и ограничении участия;
Не стоит ли во главе компании массовый или номинальный руководитель, не зарегистрирована ли фирма по месту массовой регистрации;
Налоговую нагрузку будущего контрагента;
Его платежеспособность и ликвидность.
Обращайте внимание на любые неочевидные моменты. Стоит ли отметка о достоверности сведений? Есть ли у контрагента нужные лицензии? Нет ли данных о начале ликвидации, реорганизации, банкротстве или предстоящем исключении из ЕГРЮЛ?
А может, есть существенные различия между среднеотраслевой и фактической налоговой нагрузкой? Это - еще не преступление, но уже повод задать некоторые вопросы.
Сайт ФНС прост в использовании и бесплатен, поэтому рекомендуется применять его перед каждой сделкой.
Если вам нужна более подробная информация о контрагенте, обратите внимание на сервис СПАРК.
Он позволяет узнать сведения о платежной дисциплине компаний, информацию о зарубежных юрлицах, материалы из СМИ.
Также сервис дает доступ к данным Росреестра, кредитного бюро, нотариата.
СПАРК можно интегрировать с большинством информационных систем или сервисов (системы класса ERP или CRM, 1С, SAP, Oracle, бухгалтерские и банковские системы, корпоративные порталы и системы дистанционного банковского обслуживания и др.)
Сервис платный - стоимость рассчитывается индивидуально с учетом ряда параметров.
Для контроля за выполнением обязательств контрагентами вы также можете использовать сервис «Чекко».
Из системы также можно подтянуть в amoCRM нужные данные контрагента:
сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП
контактные данные организаций
дата регистрации, финансовая отчетность, выручка и прибыль
контракты по госзакупкам
проверки контрольно-надзорных органов
арбитражные дела и исполнительные производства с участием организаций.
Также сервис дает возможность провести анализ связей вашего поставщика или конкурента, изучив аффилированные организации, узнать является ли учредитель организации массовым.
А еще - получить виджет "Проверенная компания". В целом, приятный бонус.
Сервис также платный, однако, есть и минимальный бесплатный функционал - примерно такой же, как и у сайта ФНС.
Выбор сервиса зависит от ваших потребностей и бюджета.
Для базовой проверки можно воспользоваться сайтом ФНС, а для более детального анализа можно уже обратиться к СПАРКу или ЧЕККО.
Вооружившись необходимыми знаниями, вы всегда будете на шаг впереди недобросовестных контрагентов!