Статьи

Как правильно вести бухучёт в бюджетном учреждении?

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях играет ключевую роль в их эффективной финансовой деятельности. В этой статье мы рассмотрим основные принципы, по которым ведется автономный бухгалтерский учет в этой сфере и разберем, какую особенность следует учитывать, если вы - бюджетный орган.

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная госорганами Российской Федерации. В отличие от коммерческих предпринимателей, такое учреждение преследует иную цель - не получение прибыли, а развитие направлений, в которых заинтересовано государство.

Автономный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет свою особенность, обусловленную спецификой их деятельности. Бюджетное учреждение, как правило, финансируется из государственного или муниципального бюджета, и его деятельность регулируется законодательством о бюджетном процессе.

Чтобы применять бюджетный источник денежных средств, необходимо ведение доходных и расходных смет. Это позволяет государству оценивать эффективность целевого использования бюджетных средств.

Еще одна особенность - автономный бухгалтерский учет в бюджетной сфере регламентируется особыми нормативными актами, которые отличаются от учета в коммерческой сфере. Почему бюджетное учреждение должно применять все требования и нормы, установленные законодательством? Оно же само - часть государства, разве нет?

Нет. Организация и ведение бухгалтерского учета предполагает, что бюджетное учреждение получает обязанность применять план счетов бюджетного учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации. Также бюджетный орган обязан составлять и представлять в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Ведение бухгалтерской отчетности включает в себя баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, а также ряд других форм отчетности. Статистическая отчетность, в свою очередь, включает в себя ведение данных о доходах и расходах, которые понесло учреждение, а также информацию о численности работников и объеме выполненных работ.

Еще одна особенность - в данной сфере должен осуществляться бюджетный финансовый контроль планирования и исполнения бюджета. Бухгалтер должен контролировать поступления и расходы средств в строгом соответствии с бюджетом, который утвердила организация, и своевременно предоставлять отчетность о его исполнении.

Бюджетная организация должна быть готова к неожиданным проверкам со стороны государственных органов и вести все учетные данные в строгом соответствии с законодательством.

Естественно, за нарушение правил ведения бухгалтерского учета или представление недостоверной отчетности бюджетный орган может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому необходимо строго соблюдать все требования законодательства и следить за изменениями в нормативных актах, регулирующих правила, по которым организация должна применять автономный бухгалтерский учет.

Автономный бухучет в бюджетной сфере

Важная особенность, которой обладает организация и ведение данного вида учета - его автономность.

Автономный бухгалтерский учет в бюджетной сфере означает, что учреждение осуществляет бухгалтерский учет на основе специальных бюджетных инструкций и законодательных актов, применимых именно к данной сфере. Автономный бухучет позволяет более гибко реагировать на изменения в законодательстве и регулятивных актах, имеющих отношение к бюджетным учреждениям.

Одним из преимуществ, которое дает автономный бухучет, является возможность учесть еще одну особенность бюджетной сферы - получение и расходование средств из различных источников, учет грантов, субсидий, субвенций и т.д. Автономный бухгалтерский учет и отчетность отражают реальную финансовую деятельность и позволяет правильно управлять финансами, которыми располагает организация.

Кроме того, организация и ведение автономного учета предоставляет возможность более гибкого управления финансами и ресурсами организации, учитывая специфику бюджетной сферы и требования финансового контроля. Эта особенность позволяет улучшить эффективность финансовых операций и подготовку к возможным проверкам и аудитам.

Сложно? Всегда есть возможность передать бухучет на аутсорсинг! В том числе и для бюджетных организаций. И не придется беспокоиться, точно ли все делают всё правильно.

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

План счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень счетов, которые нужно применять для отражения операций и состояния активов, обязательств и капитала предприятия. Бюджетный план счетов является основой для составления и представления финансовой отчетности, а также для управления предприятием.

Основные нормативные акты, регулирующие автономный бухгалтерский учет, его корректное ведение и составление отчетности, включают в себя Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Эти документы устанавливают правила и принципы бухгалтерского учета, а также требования к отражению операций и формированию отчетности.

Важная особенность - специальный бюджетный план счетов и инструкция, как его применять (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010).

Каждый тип государственных организаций имеет частный бюджетный бухгалтерский план счетов:

Автономное учреждение — Приказ № 183н от 23.12.2010;

Бюджетное учреждение — Приказ № 174н от 16.12.2010;

Казенное учреждение — Приказ № 162н от 06.12.2010.

Балансовые счета в планах поделены:

  • Нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, НПА, производственные запасы, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  • Финансовые активы (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность и т. п.).
  • Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  • Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  • Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах осуществляется ведение активов, не принадлежащих организации, либо по установленным причинам не подлежащих учету на балансовых счетах.

Бюджетная классификация плана счетов, которую также нужно применять, состоит из 26 разрядов. Эти разряды отражают информацию, которую несет в себе организация. Разряды 1 по 17 кодируют классификацию доходов и расходов, источники субсидирования. 18 разряд содержит данные о видах деятельности.

Каждый бюджетный орган должен разработать, утвердить и применять собственный рабочий бюджетный план счетов. Сделать это можно двумя способами:

  • Составление перечня всех 26-значных счетов, используемых в учете. При формировании проводки с новым счетом нужно будет вносить изменения в учетную политику.
  • Отражение в учетной политике правила формирования номера счета с приложением справочника, содержащего включаемые в этот номер коды синтетических счетов и КБК.

На основании плана счетов составляется бухгалтерская отчетность. Движение состояния средств, находящихся на балансе, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. При внесении операций нужно применять метод начисления.

Бухгалтерская отчетность, которую сдает бюджетная организация, включает в себя::

  • Баланс (ф. 0503730)
  • Справка по заключению счетов (ф. 0503710)
  • Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721)
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723)
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503725)
  • Отчет об исполнении плана ФХД (ф. 0503737)
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
  • Пояснительная записка (ф. 0503760)

И еще одна важная особенность - с 01.01.2023 года все организации бюджетной сферы обязаны применять электронный документооборот (приказ Минфина от 15.04.2021 года № 61н).

Как видите, автономный бухгалтерский учет и ведение отчетности для бюджетных учреждений имеет далеко не одну особенность, которую важно учитывать при работе. Придется потрудиться, чтобы учесть каждую особенность - но ничего невозможного нет. А если вам кажется, что есть - не стесняйтесь применять чит-коды и обращаться за помощью к профессионалам. Вместе точно разберемся.