Кейсы

Кейс! Сколько может стоить невнимательность(жадность)

Приветствуем вас в блоге G-бухгалтерии, и сегодня мы разберем кейс о том, сколько стоит человеческая жадность.

Не любим много воды, поэтому сразу к делу. На горизонте появился клиент на ведение бухгалтерии - представитель группы компаний из области с оборотом 500+ миллионов в год.

Бизнес многопрофильный - там и сельское хозяйство, и животноводство, и перевозка топлива, и строительство газопроводов, и аренда помещений и земли, и швецы и жнецы. Более 200 сотрудников, не считая приходящих сезонно.

Системы налогообложения использовались тоже в ассортименте - ЕСХН + НДС + УСН. Серьезные, в общем, товарищи.

Работать мы начали не сразу - долгие переговоры, созвоны, конфколлы. Спустя полгода такого тесного общения наш представитель взял решение в свои руки и сказал “Я сейчас приеду”.

Приезжаем, клиент в лучших традициях психоанализа ложится на кушетку.
Наш представитель:
— Что вас беспокоит?

Клиент:
— Устал я. Бухгалтерия работает кое-как. Грамотным разделением бухгалтерии по сферам деятельности и не пахнет, все делают всё и никто ни за что не отвечает. Налоги явно переплачиваем. Учет настроен как попало, раздельного учета нет. Деньги тоже проводятся как попало, с одной организации платим расходы другой, а потом распутать никак. Еще и бухгалтер самый грамотный ушел, а замену найти не можем.

Представитель:
— Да-да, вижу, на HH в вашей области всего 2 резюме бухгалтеров.

Клиент:
— Вот именно! Это у вас в центре бухгалтеры, а у нас - название одно.

Представитель:
— Как же вы дошли до жизни такой?

Клиент:
— Да привлекал приходящих бухгалтеров из областного центра, а они обязательствами никакими не обременены, им-то чего. Отчетность рисовали, вникнуть в происходящее даже не пытались - им главное имитировать бурную деятельность. А если налоговая проверка? А я, между прочим, с политикой связан. Если что - по всем местным СМИ обсудят, какой я плохой.

Клиенту мы всем сердцем посочувствовали и взялись за дело.

Сначала провели комплексный аудит, посмотрели базу и выявили все проблемы и слабые места. Взаимодействия между бизнесами не было, а как оно работает - неизвестно даже собственнику.

На расстоянии такое разгребать мягко говоря сложно. Посмотрели мы на это и с подачи собственника решили выезжать и делать все на месте.

Приехав, первым делом пообщались со всеми сотрудниками. Не только с бухгалтерами - со всеми подряд. Лайфхак: из жалоб сотрудников друг другу у кофемашины нередко можно узнать о проблемах компании больше, чем от тщательного допроса бухгалтера и первых лиц.

В процессе общения всплывали всё новые и новые проблемы - например, с чеками.

Наконец, все головы гидры мы описали, составили заключение и построили структуру - кого убрать, кого оставить, как перераспределить задачи для наладки раздельного учета.

Предложение приняли, мы сделали декомпозицию задач и начали внедрять. Собственник, к счастью, понял всю глубину ситуации, и вопрос денег не стоял - только помогите выбраться.

Мы начали формировать команду и обучать сотрудников. Себе оставили функционал главного бухгалтера, общение с контролирующими органами, закрытие отчетностей и контроль сотрудников. Кадры подбирали на месте.

Через несколько месяцев плотной работы бизнес снова встал на рельсы и успешно работает по сей день.
Вы, возможно, спросите - а зачем это всё? Работало же, отчетность презентабельная есть, чего еще надо.

Так вот, это - до первой серьезной налоговой проверки. Налоговая бы не стала сильно разбираться, а живенько всю сумму недоимки посчитала по максимуму, нашла бы все припрятанные не слишком белые делишки, и всё описала. 20% налога, 40% суммы недоимки, еще и налоги посчитали бы без учета расходов. И ждали бы клиента около 100 миллионов задолженности по налогам + 40 миллионов штрафа + пени за 3 года + субсидиарная уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов(начинается с 2.5 миллионов доказанного уклонения, а тут немного перебор).

Вот этого нам и удалось избежать.

Какая мораль здесь притаилась? Скупой платит дважды, и это в лучшем случае. Попытки серьезного бизнеса сэкономить там, где не надо, далеко не всегда заканчиваются хорошо. По итогу собственник потерял кучу нервов и денег на восстановление и обновление структуры учета.

У нас это восстановление учета и построение структуры бухгалтерии обошлось ему в 500 000 рублей единоразово. Сейчас клиент платит нам 60 тысяч в месяц за кучу функций и спит спокойно. Мог бы сразу нанять нас и не понадобилось бы ничего восстанавливать, а на 500 тысяч купил бы себе что-нибудь приятное, но - не срослось.

Не жадничайте в вопросах бухгалтерии - в конечном итоге, профессионалы обойдутся вам на порядок дешевле.
Налоги